Автор: Вячеслав (Юра) Усеинов
Соавтор: Александр Михайлов

Этот проект инсталляции реализуется как объект пантеона золота, в основе которого лежит история предполагаемого факта, описанного в книге Мирослава Стингла “Тайна пирамид”. В 18 веке в Перу во времена конкистадоров полковник Лярос нашел клад с золотыми бабочками, они были изумительной красоты и обладали аэродинамическими свойствами. Каждая бабочка была не тяжелей одного грамма. Полковник Лярос переплавил всех бабочек в слитки золота, ни оставив, ни одного экземпляра. Это историческое свидетельство очень похожее на миф, актуализирует нравственные проблемы человеческих ценностей уже в нашем современном мире.

Смысл проекта не в том чтобы морализировать по поводу добра и зла, а в том, чтобы заронить искреннее сожаление и тоску по утраченной красоте. Этот проект обращен непосредственно к нам к нашему психологическому выбору, из которого проистекают наши каждодневные нравы общественного состояния. Наталкивая зрителя на визуальное восприятие, он фиксирует собственную субстанцию потаенных ценностей. В этом и кроется брожение между злом и добром, которое в некотором роде универсально как для Востока, так и для Запада. Апеллируя к Перуанской истории, я использую постмодернистский прием, как необходимый инструментарий, завлекая иную мифологию в центрально азиатский контекст. Но по сути это актуальный жест для нашей узбекской реальности, где “Пантеон золота” обостряет, прежде всего, нравственные вопросы. Но - это так же и намек на архитектурные “пантеоны” возведенные в Ташкент и по всей нашей стране типа Дворца форумов, которые строятся в стиле восточно-сталинского ампира. Этот проект как барометр душевного состояние, регистрирует наше безмолвие и бессилие пред правящей верхушкой в постсоветском существовании, которое уже похоже на устои феодального, общинного и кланового общества. В предлагаемом объекте для меня важно сосредоточить прием языковой аберрации обострить вопрос между значением иррационального представление о мире, с парадигмой неуемной человеческой корысти, стяжательства, его жадности и агрессии так таковой, тем самым обозначить вопрос смысла или бессмысленности негативных деяний. Допуская на первый взгляд формообразующий контекст довольно отстраненного предметного повествования, как определенную стратегию показа, я выстраиваю семиотический клубок соразмерности каждой детали, показывая могильный культ правдоподобия языкового транса, тем самым указывая на не видимую сторону прокаженного спокойствия, которая, в общем-то, характеризует царящую атмосферу психологического состояния людей в Узбекистане.

Проект будет выглядеть следующим образом. Прямоугольный черный куб конструкция которого должна быть желательно из какого-нибудь плотного материала, тонкой фанеры или тонкого листового металла или в крайнем случае из черного плотного целлофана. По периметру куба будут вырезаны сквозные бабочки, а внутреннее убранство будет состоять из освящения, постамента “головы Ляросом”, и слитков золота. Размеры куба: ширина 300см. длина 300см. высота 300 см. В его полости под ярким освящением разместятся на черных деревянных настилах 12 золотых слитков обозначающие своей формой гробики (имитация из гипса). По всей плоскости черного куба в хаотичном порядке вырежутся силуэтные прорези бабочек размером в кулак для того, чтобы с внешней стороны зритель мог заглядывать внутрь куба сквозь эти силуэтные прорези бабочек и смотреть на слитки золота и на голову полковника Ляроса в бронзовой имитации, которая разместится на глиняном подиуме. Тот свет, который будет исходить из внутреннего пространства куба, он высветит в чуть приглушенном помещении световую фактуру. Замкнутое убранство золотого покоя будет сконцентрировано в силуэтной пустоте каждой убиенной бабочки полковника Ляроса и в этом и есть вся правда содеянного.

Проект инсталляции “Пантеон золота” апробирован в Ташкенте в октябре 2010 года.

Двенадцать деталий объекта. “Реквием по убиенным бабочкам полковника Ляроса”
Деталь объекта: “Полковник Лярос”.
Прототипом образа полковника Ляроса в данной скульптуре был мясник с кличкой “Голодный” с Алайского базара в Ташкенте.
Деталь объекта: “Золото”. “Реквием по убиенным бабочкам полковника Ляроса”
0%